Турист Наталья (Natalya_1987)
Наталья
была 23 февраля 22:50
Фотоальбом

Ахалцихе, Вардзия

12 18
Вардзиа, Ахалцихе — Грузия Сентябрь 2016

На сегодня по плану у нас самостоятельная экскурсия одного дня на маршрутках из Тбилиси через Ахалцихе в Вардзию. В интернете мнения разные: кто-то утверждал, что не получится за один день всё объехать, кто-то говорил, что возможно, но очень тяжело. Решили проверить на собственном опыте.

Маршрутка в Ахалцихе ездит с автовокзала возле метро Дидубе каждый час, начиная с 8:00. Стоимость билета 5 лари. На некоторых сайтах указано 12 лари - это было раньше, сейчас в Ахалцихе построили вторую автостанцию (неизвестно зачем) и цена билета снизилась. Чтобы успеть на первую маршрутку, в 7:30 нужно быть уже на автостанции Дидубе.

К сожалению, маршрутки в 8:00 не было, точнее маршрутка стояла, но людей не было, с двумя пассажирами она не ездит. Пришлось ждать следующую, в 9:00 выехали (бумажного билета не существует, прошел какой-то мужчина, собрал деньги и поехали). В интернете также немножко неверная информация по времени, пишут, что маршрутка идет 2,5-3 часа до Ахалцихе (это если она несется на всех парусах без остановок), по факту – дольше (3,5-4 часа). Мы ехали 4 часа на средней скорости + по дороге выходило и садилось много местных, плюс ко всему маршрутка делает одну длительную остановку, которая что-то слишком затянулась.

Маршрутка «Ахалцихе — Вардзия». Расписание: 10:30, 12:20, 16:00, 17:30. В пути 1,5-2 часа. Стоимость проезда: 5-7 лари (информация с интернета, не проверена). Учитывая, что сейчас в Ахалцихе 2 автостанции, нужно узнавать на месте.

Маршрутка «Вардзия – Ахалцихе». Расписание: 08:00 (проходит по трассе из села Мирашхани); 09:30 (от кассы в Вардзия); 13:00 (по трассе); 15:00 (от кассы в Вардзия).

В Ахалцихе мы приехали в 13:00, на одной из двух автостанций стояла маршрутка на Вардзию, собирающая людей и неизвестно когда отбывающая. На всю экскурсию у нас было 5 часов, т.к. последняя маршрутка из Ахалцихе в Тбилиси отправляется в 18:00. Оценив всю ситуацию – маршрутка была не вариантом - в любом случае из Вардзии на маршрутке назад не вернешься (последняя уезжает в 15:00). Приоритетом стала экономия времени, а не денег, взяли такси (из Ахалцихе до Вардзии с ожиданием и назад – 60 лари, с заездом в монастырь Сафара еще + 20 лари) за 80 лари по полному маршруту.

Такую живность можно встретить на дороге после дождя в Грузии (у нас обычно дождевые черви выползают). Забыла пожаловаться, что погода сегодня не была к нам расположена – в Тбилиси целую ночь шел дождь + из-за какой-то неполадки затопило улицу Царицы Тамар - образовалась вторая Кура, так что пока «проплыли» по ней с утра, пока дошли до автостанции Дидубе, сильно промокли. Ахалцихе тоже «порадовал» дождиком. Успокоил таксист, сказав, что дождь периодически заканчивается. Едем на экскурсию!
Такую живность можно встретить на дороге после дождя в Грузии (у нас обычно дождевые черви выползают). Забыла пожаловаться, что погода сегодня не была к нам расположена – в Тбилиси целую ночь шел дождь + из-за какой-то неполадки затопило улицу Царицы Тамар - образовалась вторая Кура, так что пока «проплыли» по ней с утра, пока дошли до автостанции Дидубе, сильно промокли. Ахалцихе тоже «порадовал» дождиком. Успокоил таксист, сказав, что дождь периодически заканчивается. Едем на экскурсию!
В 12 км от Ахалцихе в горах среди пушистого леса находится интересный монастырь
В 12 км от Ахалцихе в горах среди пушистого леса находится интересный монастырь
Действующий мужской монастырь Сапара (иногда пишут Сафара). Основан монастырь в XIII веке.
Действующий мужской монастырь Сапара (иногда пишут Сафара). Основан монастырь в XIII веке.
Дословно название монастыря переводится как «укрытый». Двадцать монахов и послушников живут сельским хозяйством и на пожертвования населения. Монастырь богат уникальными фресками, некоторые из них сохранились еще со времен основания.
Дословно название монастыря переводится как «укрытый». Двадцать монахов и послушников живут сельским хозяйством и на пожертвования населения. Монастырь богат уникальными фресками, некоторые из них сохранились еще со времен основания.
Дорога в монастырь. Посещение бесплатно, но можно оставить пожертвование.
Дорога в монастырь. Посещение бесплатно, но можно оставить пожертвование.
До монастыря мы так и не дошли, опять начался дождь, пришлось вернуться назад, т.к. боялись, что не сможем посмотреть Вардзию.
До монастыря мы так и не дошли, опять начался дождь, пришлось вернуться назад, т.к. боялись, что не сможем посмотреть Вардзию.
Получается, зря сюда съездили, но хоть издали на монастырь полюбовались.
Получается, зря сюда съездили, но хоть издали на монастырь полюбовались.
Хорошо, что делали остановки по пути сюда и фотографировали окружающие пейзажи.
Хорошо, что делали остановки по пути сюда и фотографировали окружающие пейзажи.
Раньше к монастырю было сложно добираться - серпантин с разбитой грунтовкой. Нам повезло, недавно к монастырю сделали новую асфальтированную трассу, езда заметно облегчилась.
Раньше к монастырю было сложно добираться - серпантин с разбитой грунтовкой. Нам повезло, недавно к монастырю сделали новую асфальтированную трассу, езда заметно облегчилась.
На фото видна новая дорога.
На фото видна новая дорога.
Чуть больше часа езды на такси и перед нами следующая достопримечательность – Вардзия (после дождя вид не очень фотогеничный).  Вардзию основывали как крепость-монастырь, который должен был перекрыть ущелье для захватчиков из южных стран.
Чуть больше часа езды на такси и перед нами следующая достопримечательность – Вардзия (после дождя вид не очень фотогеничный). Вардзию основывали как крепость-монастырь, который должен был перекрыть ущелье для захватчиков из южных стран.
Сейчас – это в основном развлечение для туристов. Стоимость билета -  3 лари (если от кассы поднимаешься пешком; можно еще доплатить и доехать на машине).
Сейчас – это в основном развлечение для туристов. Стоимость билета - 3 лари (если от кассы поднимаешься пешком; можно еще доплатить и доехать на машине).
Вардзия - пещерный монастырский комплекс XII - XIII веков. Здесь больше 450 (по другим источникам 600) помещений: церкви, часовни, кельи, бани, трапезные, библиотеки. Протяжность  комплекса – около 900 метров, вглубь горы - 50 метров, высота примерно с 8-этажный дом
Вардзия - пещерный монастырский комплекс XII - XIII веков. Здесь больше 450 (по другим источникам 600) помещений: церкви, часовни, кельи, бани, трапезные, библиотеки. Протяжность комплекса – около 900 метров, вглубь горы - 50 метров, высота примерно с 8-этажный дом
Во время постройки город состоял из 3 тыс. крупных пещер, не считая всяких укромных закоулков. Задания этих помещений - вмещать до 50 тыс. воинов. На данный момент Вардзия - это только 30% былого величия.
Во время постройки город состоял из 3 тыс. крупных пещер, не считая всяких укромных закоулков. Задания этих помещений - вмещать до 50 тыс. воинов. На данный момент Вардзия - это только 30% былого величия.
Забраться можно почти в каждую пещерку
Забраться можно почти в каждую пещерку
Из пещер открываются замечательные виды.
Из пещер открываются замечательные виды.
На осмотр пещер таксист нам выделил 1,5 часа (с учетом нашего лимита времени), этого мало.
На осмотр пещер таксист нам выделил 1,5 часа (с учетом нашего лимита времени), этого мало.
На экскурсию нужно выделять 2,5-3 часа, тогда не придется бегать по комплексу, пропустив при этом больше половины пещерок, постоянно смотря на часы.
На экскурсию нужно выделять 2,5-3 часа, тогда не придется бегать по комплексу, пропустив при этом больше половины пещерок, постоянно смотря на часы.
Каждая пещерка непохожа на предыдущую.
Каждая пещерка непохожа на предыдущую.
Наш таксист Георг рассказал, что скоро откроют еще 5 пещерок.
Наш таксист Георг рассказал, что скоро откроют еще 5 пещерок.
Церковь Успения Богоматери.
Церковь Успения Богоматери.
В полу какие-то выемки.
В полу какие-то выемки.
В верхней пещерке видно ячейки (может банковские?)
В верхней пещерке видно ячейки (может банковские?)
Бродить по пещеркам увлекательно, но здесь, как никогда, чувствовался недостаток информации. Вроде бы интересно смотреть, вроде бы готовилась, читала, а всё равно когда видишь стенды с наушниками, то с удовольствием бы и послушала.
Бродить по пещеркам увлекательно, но здесь, как никогда, чувствовался недостаток информации. Вроде бы интересно смотреть, вроде бы готовилась, читала, а всё равно когда видишь стенды с наушниками, то с удовольствием бы и послушала.
Аудиогид – самая необходимая вещь.
Аудиогид – самая необходимая вещь.
Если вы располагаете временем, обязательно приобретите аудиогид.
Если вы располагаете временем, обязательно приобретите аудиогид.
Мы не располагали такими возможностями, у нас был очень быстрый осмотр, даже на самый верх не успели подняться, а уже пора было возвращаться.
Мы не располагали такими возможностями, у нас был очень быстрый осмотр, даже на самый верх не успели подняться, а уже пора было возвращаться.
С возвратом тоже небольшая проблемка, пока ходишь по комплексу, не задумываешься где выход, а вот как поджимает время, он упорно не находится.
С возвратом тоже небольшая проблемка, пока ходишь по комплексу, не задумываешься где выход, а вот как поджимает время, он упорно не находится.
По логике старались идти всё время вниз по таким тоннелям.
По логике старались идти всё время вниз по таким тоннелям.
Наконец-то выбрались!
Наконец-то выбрались!
Дорожка обратно к кассе.
Дорожка обратно к кассе.
А вокруг красота! Спасибо дождю, что он имел свойство периодически заканчиваться. Возвращаемся в Ахалцихе.
А вокруг красота! Спасибо дождю, что он имел свойство периодически заканчиваться. Возвращаемся в Ахалцихе.
По пути назад сделали остановку возле подвесного мостика.
По пути назад сделали остановку возле подвесного мостика.
Виды с мостика.
Виды с мостика.
Напротив моста еще одна достопримечательность – крепость Хертвиси. Это одна из самых древних и лучше всего сохранившихся крепостей грузинского феодального периода
Напротив моста еще одна достопримечательность – крепость Хертвиси. Это одна из самых древних и лучше всего сохранившихся крепостей грузинского феодального периода
Подниматься к ней не стали, опять начал моросить дождик, да и ходить по грязи не очень-то привлекало.
Подниматься к ней не стали, опять начал моросить дождик, да и ходить по грязи не очень-то привлекало.
Принц на белом коне!
Принц на белом коне!
А у нас еще осталось время (больше часа до последней маршрутки) на осмотр крепости Рабат. Но тут опять незадача – опять начинался дождь.
А у нас еще осталось время (больше часа до последней маршрутки) на осмотр крепости Рабат. Но тут опять незадача – опять начинался дождь.
Крепость Рабат состоит из двух частей: бесплатной и платной музейной (билет 7 лари). Об этом нас предупредил таксист, потому что на входе сразу направляют за билетом.
Крепость Рабат состоит из двух частей: бесплатной и платной музейной (билет 7 лари). Об этом нас предупредил таксист, потому что на входе сразу направляют за билетом.
Учитывая непогоду, мы решили побродить только по бесплатной. Таксист сказал, что эти 2 части крепости почти одинаковые, но я с этим не согласна. Музейная часть намного красивее (видела на фото), так что советую обязательно её посетить в случае благоприятной погоды. Ходить по музею под открытым небом в дождь как-то некомфортно.
Учитывая непогоду, мы решили побродить только по бесплатной. Таксист сказал, что эти 2 части крепости почти одинаковые, но я с этим не согласна. Музейная часть намного красивее (видела на фото), так что советую обязательно её посетить в случае благоприятной погоды. Ходить по музею под открытым небом в дождь как-то некомфортно.
Чудесные резные балкончики.
Чудесные резные балкончики.
Вид на Ахалцихе с крепости.
Вид на Ахалцихе с крепости.
Решили вернуться на автостанцию – мы успевали на маршрутку, отправляющуюся в 17:00. Кстати, 2 автостанции расположены совсем недалеко друг от друга (метров 500), поэтому если маршрутки не наблюдается на одной, то нужно идти/ехать на вторую, там она по-любому должна быть. Эту информацию узнали от таксиста. А еще он нам раскрыл секрет, что в кассе возле пещерного комплекса Вардзия не предупреждают о последней маршрутке в 15:00, а врут, что маршрутки ходят допоздна и продают билеты в пещеры. Так вот после 15:00 туда и подтягиваются таксисты, забрать назад всех оставшихся туристов. 
В Тбилиси маршрутка ехала очень быстро, сделав одну длительную остановку на 10 минут. Тут время в пути и составило 3 часа до въезда в Тбилиси. Дальше маршрутка остановилась, как и вся четырехполосная дорога – пробки. Проехав, точнее почти простояв, до автостанции Дидубе почти час от въезда в столицу, сделали вывод, что пешком можно было дойти намного быстрее. Так что обратная дорога тоже заняла 4 часа. 
Не знаю, у кого там получалось проделывать такой путь на маршрутках, но как мы лично убедились, что схема не работает. Даже если кто-то и успевал доезжать до Вардзии и уезжать обратно на маршрутке, то времени на осмотр пещер явно не оставалось, на крепость Рабат тоже оставалось минут 30, ведь к последней 6-ти часовой маршрутке тоже нужно подходить заранее, чтобы места еще остались. Так что в Ахалцихе и в Вардзии не рекомендую пользоваться маршрутками, лучше такси, тем более в хорошую погоду бонусом служит остановка в любых местах по дороге, которая очень интересна пейзажами (гидростанция, виноградники, скалы, река).
Добравшись в отель к 10 вечера, мы мокрые, уставшие, голодные (за день удалось покушать лишь настоящего грузинского хлеба, которым угостил таксист в Ахалцихе), поездкой восхищены не были. А это была последняя экскурсия по Грузии. На следующий день нас в 18:30 ожидал поезд в Баку.
Решили вернуться на автостанцию – мы успевали на маршрутку, отправляющуюся в 17:00. Кстати, 2 автостанции расположены совсем недалеко друг от друга (метров 500), поэтому если маршрутки не наблюдается на одной, то нужно идти/ехать на вторую, там она по-любому должна быть. Эту информацию узнали от таксиста. А еще он нам раскрыл секрет, что в кассе возле пещерного комплекса Вардзия не предупреждают о последней маршрутке в 15:00, а врут, что маршрутки ходят допоздна и продают билеты в пещеры. Так вот после 15:00 туда и подтягиваются таксисты, забрать назад всех оставшихся туристов. В Тбилиси маршрутка ехала очень быстро, сделав одну длительную остановку на 10 минут. Тут время в пути и составило 3 часа до въезда в Тбилиси. Дальше маршрутка остановилась, как и вся четырехполосная дорога – пробки. Проехав, точнее почти простояв, до автостанции Дидубе почти час от въезда в столицу, сделали вывод, что пешком можно было дойти намного быстрее. Так что обратная дорога тоже заняла 4 часа. Не знаю, у кого там получалось проделывать такой путь на маршрутках, но как мы лично убедились, что схема не работает. Даже если кто-то и успевал доезжать до Вардзии и уезжать обратно на маршрутке, то времени на осмотр пещер явно не оставалось, на крепость Рабат тоже оставалось минут 30, ведь к последней 6-ти часовой маршрутке тоже нужно подходить заранее, чтобы места еще остались. Так что в Ахалцихе и в Вардзии не рекомендую пользоваться маршрутками, лучше такси, тем более в хорошую погоду бонусом служит остановка в любых местах по дороге, которая очень интересна пейзажами (гидростанция, виноградники, скалы, река). Добравшись в отель к 10 вечера, мы мокрые, уставшие, голодные (за день удалось покушать лишь настоящего грузинского хлеба, которым угостил таксист в Ахалцихе), поездкой восхищены не были. А это была последняя экскурсия по Грузии. На следующий день нас в 18:30 ожидал поезд в Баку.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому