49.JPG
Решили вернуться на автостанцию – мы успевали на маршрутку, отправляющуюся в 17:00. Кстати, 2 автостанции расположены совсем недалеко друг от друга (метров 500), поэтому если маршрутки не наблюдается на одной, то нужно идти/ехать на вторую, там она по-любому должна быть. Эту информацию узнали от таксиста. А еще он нам раскрыл секрет, что в кассе возле пещерного комплекса Вардзия не предупреждают о последней маршрутке в 15:00, а врут, что маршрутки ходят допоздна и продают билеты в пещеры. Так вот после 15:00 туда и подтягиваются таксисты, забрать назад всех оставшихся туристов.
В Тбилиси маршрутка ехала очень быстро, сделав одну длительную остановку на 10 минут. Тут время в пути и составило 3 часа до въезда в Тбилиси. Дальше маршрутка остановилась, как и вся четырехполосная дорога – пробки. Проехав, точнее почти простояв, до автостанции Дидубе почти час от въезда в столицу, сделали вывод, что пешком можно было дойти намного быстрее. Так что обратная дорога тоже заняла 4 часа.
Не знаю, у кого там получалось проделывать такой путь на маршрутках, но как мы лично убедились, что схема не работает. Даже если кто-то и успевал доезжать до Вардзии и уезжать обратно на маршрутке, то времени на осмотр пещер явно не оставалось, на крепость Рабат тоже оставалось минут 30, ведь к последней 6-ти часовой маршрутке тоже нужно подходить заранее, чтобы места еще остались. Так что в Ахалцихе и в Вардзии не рекомендую пользоваться маршрутками, лучше такси, тем более в хорошую погоду бонусом служит остановка в любых местах по дороге, которая очень интересна пейзажами (гидростанция, виноградники, скалы, река).
Добравшись в отель к 10 вечера, мы мокрые, уставшие, голодные (за день удалось покушать лишь настоящего грузинского хлеба, которым угостил таксист в Ахалцихе), поездкой восхищены не были. А это была последняя экскурсия по Грузии. На следующий день нас в 18:30 ожидал поезд в Баку.
На сегодня по плану у нас самостоятельная экскурсия одного дня на маршрутках из Тбилиси через Ахалцихе в Вардзию. В интернете мнения разные: кто-то утверждал, что не получится за один день всё объехать, кто-то говорил, что возможно, но очень тяжело. Решили проверить на собственном опыте.
Маршрутка в Ахалцихе ездит с автовокзала возле метро Дидубе каждый час, начиная с 8:00. Стоимость билета 5 лари. На некоторых сайтах указано 12 лари - это было раньше, сейчас в Ахалцихе построили вторую автостанцию (неизвестно зачем) и цена билета снизилась. Чтобы успеть на первую маршрутку, в 7:30 нужно быть уже на автостанции Дидубе.
К сожалению, маршрутки в 8:00 не было, точнее маршрутка стояла, но людей не было, с двумя пассажирами она не ездит. Пришлось ждать следующую, в 9:00 выехали (бумажного билета не существует, прошел какой-то мужчина, собрал деньги и поехали). В интернете также немножко неверная информация по времени, пишут, что маршрутка идет 2,5-3 часа до Ахалцихе (это если она несется на всех парусах без остановок), по факту – дольше (3,5-4 часа). Мы ехали 4 часа на средней скорости + по дороге выходило и садилось много местных, плюс ко всему маршрутка делает одну длительную остановку, которая что-то слишком затянулась.
Маршрутка «Ахалцихе — Вардзия». Расписание: 10:30, 12:20, 16:00, 17:30. В пути 1,5-2 часа. Стоимость проезда: 5-7 лари (информация с интернета, не проверена). Учитывая, что сейчас в Ахалцихе 2 автостанции, нужно узнавать на месте.
Маршрутка «Вардзия – Ахалцихе». Расписание: 08:00 (проходит по трассе из села Мирашхани); 09:30 (от кассы в Вардзия); 13:00 (по трассе); 15:00 (от кассы в Вардзия).
В Ахалцихе мы приехали в 13:00, на одной из двух автостанций стояла маршрутка на Вардзию, собирающая людей и неизвестно когда отбывающая. На всю экскурсию у нас было 5 часов, т.к. последняя маршрутка из Ахалцихе в Тбилиси отправляется в 18:00. Оценив всю ситуацию – маршрутка была не вариантом - в любом случае из Вардзии на маршрутке назад не вернешься (последняя уезжает в 15:00). Приоритетом стала экономия времени, а не денег, взяли такси (из Ахалцихе до Вардзии с ожиданием и назад – 60 лари, с заездом в монастырь Сафара еще + 20 лари) за 80 лари по полному маршруту.